Гильдия киноведов и кинокритиков России раздала «Белых слонов», иными словами назвала лучшие по внутрегильдийскому голосованию картины. Главным событием стало присуждение специальной награды фильмам Алексея Навального. За это Гильдия, в каком-то смысле, поплатилась самой премией — гильдию вывели из состава учредителей. Со стороны, для публики, не совсем понятно, что это и как, - на самом деле и не важно, - но если в двух словах — с Советских времён Гильдия была сформирована внутри Союза кинематографистов, премия, соответственно, там же. СК бессменно заведует Михалков. На этой фамилии наши объяснения заканчиваются и переходят в домыслы читателей. Также перед награждением другой Михалков, Андрей Кончаловский, попросил снять его картину со всех номинаций, опять же, из-за соседства с Навальным. Даже написал публичное письмо на радость фейсбучной публике и постфейсбучной прессе. Гильдия не только не послушала Кончаловского, но и, можно сказать, традиционно для себя отдала его работе «Дорогие товарищи!» главного слона. Голосование на премию проходит в несколько этапов. Сперва собирается массив вышедших на экраны фильмов (в любом смысле слова «экраны»: фестивальные, прокатные, домашние). Из массива на общем голосовании формируется пресловутый шорт-лист, с которым в дальнейшем возятся члены экспертного совета и выбирают (знакомые фамилии) лауреатов премии. Внутри основной премии есть подпремия молодых кинокритиков «Голос». В её составе около 30 представителей кинописьма возрастом до 33 лет. Почти все из них не являются членами основной Гильдии и своей задачей «икс» видят выступление супротив решения «пожилых» гильдицев, то есть наградить что-то, что точно не будет даже упомянуто «старичками», и, как почему-то повелось, стоящее как можно дальше от привычного понимания фильма, что-то неординарное, «хипстерское», - если хотите. В премии «молодых» дела обстоят чуть демократичнее: каждый из участников выбирает три лучшие по его мнению фильма, так собирается небольшой список в три-четыре картины, из которых во втором туре общим голосованием выбирается одна. В этом году на последнем этапе среди «Дау. Дегенерация» Ильи Хржановского, «Конференция» Ивана И. Твердовского, «Орфей» Вадима Кострова и «Год белой луны» Максима Печерского — выбрали последний, к слову, короткометражный фильм. Лауреаты премии «Белый слон» за 2020 год: — Лучший фильм: «Дорогие товарищи!», реж. Андрей Кончаловский; — Лучший дебют: «Китобой», реж. Филипп Юрьев; — Лучший режиссёр: Дмитрий Давыдов («Пугало»); — Лучшая женская роль: Валентина Чыскыырай-Романова («Пугало»); — Лучшая мужская роль: Александр Паль («Глубже»); — Лучшая роль второго плана: Виктория Исакова («Человек из Подольска»); — Лучший сценарий: Михаил Сегал («Глубже»); — Лучшая работа оператора: Ирина Уральская («Блокадный дневник»); — Лучшая работа художника: Александр Загоскин, Татьяна Патрахальцева, Галина Солодовникова («Серебряные коньки»); — Лучшая музыка к фильму: Анна Друбич («Гипноз»); — Лучший сериал: «Псих» (Фёдор Бондарчук, Паулина Андреева); — Лучший документальный фильм: «Гунда», реж. Виктор Косаковский; — Лучший анимационный фильм: «Хозяйка Медной горы», реж. Дмитрий Геллер; — Лучший короткометражный фильм: «Мы — значит», реж. Игорь Марченко; — Премия «Голос» молодых кинокритиков до 32-х лет: «Год белой луны», реж. Максим Печерский); — Приз им. Мирона Черненко: Исаева Клара Михайловна; — Приз за вклад в искусство кино: Андрей Хржановский («Нос, или Заговор "не таких"»); — Приз «Событие года»: Алексей Навальный и ФБК (за серию публицистических фильмов-расследований «Я позвонил своему убийце» и «Дворец Путина»); — Приз «Событие года»: Илья Хржановский (зпроект «Дау»).